ВпередНазад
  • Viatti Racing Team
  • Viatti Racing Team
  • Viatti Racing Team
  • Viatti Racing Team
  • Viatti Racing Team

Интервью "Вашей газете"

журналистка Эльмира Таштимирова

Секрет науки под названием «автогонки»

То, что наш город один из самых спортивных в России, известно всем. Хоккей, футбол, легкая атлетика, даже пожароспасательный спорт. А в гоночную карту страны Нижнекамск вписался благодаря команде «Кама-Евро». Состоят в ней и мастер спорта международного класса Олег Жаворонков и знаменитый татарский певец Салават. Подрастает и молодая поросль, хотя подготовить юного спортсмена у нас очень проблематично – нет у нас подходящего автодрома. Но, несмотря на это, команда крепнет и уже успела успешно выступить на старте сезона. Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем команды «Кама-Евро» при МЦ «Автокросс» Николаем Жаворонковым.

- Думаю, в городе нет ни одного мало-мальски разбирающегося в спорте человека, который не слышал бы об отце и сыне Жаворонковых. Я понимаю, вы в Нижнекамске пионеры в этой области?

- Скажем так, мы подхватили и развили инициативу. В 1982 году на Нижнекамском шинном заводе энтузиасты организовали автоклуб, приобрели несколько машин, приняли участие в нескольких стартах, а потом стали гонки организовывать сами. Появились и первые успехи: мы с Николаем Ивановым стали чемпионами СССР – он как пилот, а я как механик. Потом стало не до гонок – сами знаете, «лихие 90-ые» - не до жиру было. Лишь в 96-м мы с Сергеем Анисимовым при управлении по делам молодежи и спорту стали возрождать автоклуб. В те же годы при поддержке Мнавара Исмагиловича Аюпова начали изготавливать спортивные шины, кстати, Нижнекамский шинный комплекс - единственный в России производитель несерийных  шин на сегодняшний день. И потихоньку начали расти, развиваться. За эти годы в наших стенах выросли четыре мастера спорта международного класса – Николай и Олег Жаворонковы, Ашот Ервандян, Салават Фатхутдинов, пять мастеров и более десятка кандидатов в мастера спорта.

- Выбор профессии для вашего сына Олега был предопределён?

- Каждый гонщик стремится приобщить к спорту своих детей, в автоспорте много династий. Так же получилось и у нас – Олег за рулем с семи лет, начинал с картинга и багги, сейчас умеет водить практически все, что имеет педали газа и тормоза. А раз с детства мальчишка за рулем и находится в спортивной атмосфере… Что говорить, наверное, это и есть предопределенность. То же было и с младшим сыном Александром, который также занимается автоспортом.

- Где сложнее за рулём – на гоночной трассе или в городе?

KAMA-EURO Racing Team- Везде свои особенности. Трасса – это выброс адреналина, борьба, жесткая подчас, где не жалеют ни машин, ни себя. Так водить на улицах невозможно – здесь надо вести себя аккуратно, соблюдать ПДД. Кстати, большинство гонщиков именно так и действует – им хватает экстрима и во время состязаний. Лучшая тактика вождения в городе – это избегание опасных ситуаций, к сожалению, многие водители или по неопытности, или по неоправданной лихости не следуют простому правилу УДД (уступи дорогу дураку).

- Ваше первое авто в жизни и на гонках?

- Первый гоночный автомобиль - багги 1500, на котором я выступал в 1982 году на чемпионате СССР. А первый личный автомобиль ВАЗ-2108, собранный собственными руками буквально из хлама.

- Если бы не гонки, то какой вид спорта? Или какая карьера?

- В армии серьезно увлекся арм-реслингом, думаю, продолжал бы и дальше. А насчет карьеры – слава богу, имею два высших образования. По первому - я инженер-холодильщик, работал в компании Интерхолод, дорос до коммерческого директора. Работы везде много, надо только вкладывать энергию и душу в свое дело.

- Самая интересная гонка?

- Наверное, этап Чемпионата РТ, который мы проводили в 1997-м году здесь, в Нижнекамске, и где я завоевал первое место. Запомнился и этап Чемпионата Европы  в Словакии в 2002 году, где я тоже победил. Стоять на подиуме, испытывая гордость, представляя свой город, свою республику, страну – это… непередаваемо!

- Каков состав команды?

- Он немного меняется от сезона к сезону, но на постоянной основе с нами работают Салават Фатхутдинов, знаменитый татарстанский гонщик и певец, Рафаэль Фаттахов, чемпион России прошедшего зимнего сезона по треку, Альберт Гайнуллин – обладатель Кубка России прошлого года по ралли-кроссу, баггисты братья Михаил и Тимофей Ведерниковы, Николай Яковлев, чемпион России 2011 года… Всего 12 человек. В команде есть и дети, например, Рустам Фатхутдинов, который соревнуется в дивизионе Д3-мини (мини-багги). В этом году пробуем себя в новой дисциплине – кольцевые гонки, в этом виде за нас выступает Айдар Нуриев, совсем молодой, однако уже вполне состоявшийся спортсмен. Возможно, он также вольется в нашу команду.

- Как Вы оцениваете их потенциал?

- Все проявляется на трассе – бывают и у чемпионов «провальные» гонки, это нормально, автоспорт – непредсказуемая вещь, где-то техника подведет, где-то нервы сдадут или просто скажется плохое самочувствие. Но стабильность, «упертость» в хорошем смысле всегда видно – и в жизни, и на трассе. Вот таких мы и берем «в космонавты». Так что, я думаю, все, кто выступает за команду «Кама-Евро», имеют прекрасный потенциал, это действительно люди, которые не мыслят себя без гонок.

KAMA-EURO Racing Team- Как к вам попал Салават Фатхутдинов?

- Мы дружим уже 20 лет, когда-то давно он попросил помочь ему приобрести автомобиль, потом я стал его тренером, вместе мы добились отличных результатов: Салават – трехкратный чемпион России, чемпион Татарстана по автокроссу, победитель и призер этапов Чемпионата Европы. Вот уже 10 лет мы проводим традиционные гонки на Кубок Салавата в Набережных Челнах по зимнему треку, куда съезжаются именитые гонщики со всей страны, а стартовые взносы передаются на благотворительность. Кроме того, он спонсирует поездки на Чемпионат Европы, самостоятельно мы бы не потянули столь затратные мероприятия.

-  В каких видах автоспорта вы выступаете?

- Всего в автоспорте около 40 дисциплин, мы выступаем в шести, поскольку нельзя объять необъятное. Это автотрек, автокросс и ралли-кросс в нескольких дивизионах (дивизион зависит от используемого на гонках автомобиля). Это традиционные для России виды автоспорта, где бездорожье, лед и снег были всегда. Как я говорил, в этом году пробуем еще и кольцо, этот вид приобрел в последние годы популярность, стал интереснее, поскольку и в нашей стране появились новые современные автодромы.

- Как проходит сезон? Есть перерывы?

- Сезон у нас начался две недели назад. Выступили на Казан-ринге на открытом Чемпионате РТ по кольцевым гонкам, где Айдар Нуриев занял третье место. Буквально через неделю Айдар завоевал «серебро» в Нижнем Новгороде на этапе Russian Racing Championship, сокращенно RRC. Альберт Гайнуллин в Воронеже выиграл «золото» на 1 этапе Кубка России по ралли-кроссу. Побывали в Ставрополе, где оба наших пилота – Тимофей Ведерников и Николай Яковлев были в лидерах, но 1 и 2 места в результате собственной неаккуратности потеряли – устроили «свалку» на трассе, но увезли из Ставрополья 2 командное место. Гонки проходят каждую неделю, но их нереально посетить все, выбираем самые важные, самые интересные, престижные. Сезон только начался, к концу, к самым чемпионским «разборкам» придут наиболее стабильные пилоты и те, кто не потерял машины в предыдущих гонках, выживет сильнейший.

- Каковы тактика и стратегия гонок и работы с командой? Нужно же всё правильно рассчитать, на кого-то делать ставку, на кого-то не делать, правильно распределить пилотов – кто потянет, кто нет. Так в чём секрет науки под названием «автогонки»?

KAMA-EURO Racing Team- Это опыт, острый глаз и чуть-чуть интуиции. Людям иногда кажется, что нет ничего проще – жми на газ и лети, чем быстрее, тем лучше. Однако, секрет мастерства пилота в правильном настрое – боевом, но без истерики, отличной физической форме, важна правильно рассчитанная тактика борьбы, быстрый старт, иначе потом в мешанине машин трудно выбраться на первые позиции, хотя случаются и такие чудеса. В ралли-кроссе нужно вовремя заехать на Джокер, чтобы не потерять драгоценные секунды, где-то сыграть на опережение, а где-то притормозить, чтобы не сделать фатальной ошибки и не вылететь с трассы, распрощавшись с надеждами на победу и машиной. Отличная подготовка автомобиля – вторая составляющая любого удачного выступления. Для этого механики команды трудятся, как пчелки, до и во время соревнований. Найти толкового механика сейчас подчас труднее, чем пилота. Нам повезло – Валерий Михайлович Пляшев, главный механик команды, вот уже более 15 лет с нами, мастер высочайшего класса, у которого работа с техникой в крови. Если говорить о стратегии командной работы – расчет, расстановка и распределение сил посложнее шахматной партии будет, ведь речь идет о живых людях. Да, иногда ожидания не оправдываются, но спорт есть спорт.

- Каковы планы на летний сезон?

- Впереди несколько этапов Кубка России, Чемпионата России, надеемся выехать на этапы чемпионата Европы, если позволят финансы, несколько гонок локального значения. Впереди - Воронеж, Казань, Бугульма, Алапаевск, Ставропольский край, Тольятти. Я думаю, сезон обещает быть очень насыщенным и интересным.

Эльмира Таштимирова